Суббота, 18.11.2017, 20:25
Приветствую Вас, Гость

В состав города Сочи входят более 20 больших и малых посёлков, каждый из которых имеет свою историческую судьбу, культурно-этническое своеобразие.

Название реки и посёлка происходит от имени крупнейшего абазинского феодального рода Лау или Лоу (Лоовы), переселившегося в составе абазин-тапанта на северные склоны главного Кавказского хребта на рубеже 13 – 14 веков.Это были потомки царя Леона (Лео) - основателя Абхазского царства, которое было создано в VIII веке нашей эры на землях абасгов, санигов и апсилов и занимало территорию нынешней Абхазии. Отсюда и название реки Лоо. Клан занимался войнами. Кроме войн промышляли торговлей. Одним из главных предметов торговли на Черноморском побережье повсеместно были рабы. Рабами становились те, кого поймали на войне. Большие рынки рабов были в Сочи, Геленджике и Анапе. Крымске купцы увозили добычу в Кафу и перепродавали. Много рабов покупал и сам крымский хан, кроме тех, которых отдавали в виде дани. Из Адыгеи ежегодно привозили 200 девушек и 100 юношей. Гордость не позволяла адыгам признавать , что они выплачивают дань. Между собой адыги считали, что из любезности делают добровольный подарок. Торговали черкесами, грузинами, калмыками, абхазами. Особенно ценились собственно адыгейские женщины. Цены раза в два выше, чем на абазинок. 

С христианизацией абазин в средневековую эпоху связана история Лооского храма (по характеру кладки храм близок к Пицундскому и Лыхненскому храмам в Абхазии), дошедшего до наших дней в развалинах и привлекающего ежегодно любителей старины и туристов. Работали в течение пяти лет (1987-1991) на территории храма и археологи, которые оставили подробное описание архитектурных и строительных особенностей этого культового сооружения, найденных при раскопках погребений и инвентаря. Развалины Византийского христианского расположены в 2 км от моря на высоте около 200 метров над уровнем моря. Южная стена памятника полностью разрушена временем, западная и восточная части также значительно повреждены. Свою высоту сохраняет лишь северная стена. результате проведенных археологических изысканий выяснилось, что по периметру храм сохранился полностью. Этот факт делает храм уникальным, единственным на территории России. По мнению исследователей византийской архитектуры, что к XI-XII вв. на всей территории империи утвердился тип крестово-купольного храма. Так, в XI в. Церкви были невелики, одноглавы, но отличались своими пропорциями, строгостью и изяществом форм, компактностью внутреннего помещения. В этих постройках опорой куполу служат на 4 одинаковых колонны, связанных арками со стенами. Именно такую архитектурную конструкцию имеет и храм в Лоо. Храм в курортном поселке Лоо был сооружен из плит песчаника и сланца, наружная же поверхность сохранила следы облицовки, некогда изумительной по белизне, созданной из обработанных известняковых блоков. Следов резного декора на стенах храма не сохранилось, но в ходе раскопок было найдено несколько фрагментов с резным орнаментом. Кладочный раствор настолько прочен, что с трудом поддается выветриванию даже во влажном субтропическом климате, что подчеркивает его уникальность, ценность и в наше время. К сожалению, в советское время храм значительно пострадал. Как утверждают местные старожилы , что в 30-е годы храм взрывали, а строительный материал вывозили.

Ранее, в 1960-ом году, неподалёку от храмовых развалин при строительстве одного из корпусов санатория «Магадан» было обнаружено погребение женщины с большим количеством золотых и серебряных украшений. По этим находкам учёные определили примерное время совершения погребения – второй век нашей эры. А это значит, что уже в античную эпоху здесь жили люди с богатой культурой, имевшие интенсивные торгово-экономические и культурные связи с другими странами и народами. Об этом же писал древнеримский историк и военачальник Флавий Арриан. В своём «Перипле»(дорожнике), созданном примерно в то же самое время, когда было совершенно погребение в Лоо, описывая наши места, античный автор рассказал, что здесь жили зилхи, а их царь Стахемфак принял власть из рук римского императора Адриана, т.е. местные жители считали себя подданными Римской империи. 

Во время Кавказской войны (1817-1864) долину реки Лоо заселяли уже другие аборигены этих мест – убыхи сельской общины Ворданэ или Орданэ, занимавшей территорию от реки Хобзы до водораздела между реками Дагомыс и рекой Псахо (Мамайка). Они умело вели хозяйство в предгорной зоне, успешно выращивали многие сельскохозяйственные культуры, разводили скот. Находясь несколько веков в политической зависимости от Турецкой Османской империи, они восприняли от турок мусульманскую религию, совершали разбойничьи набеги на соседние народы, занимались работорговлей.

Кавказская война закончилась для убыхов трагически – народ переселился в Турцию и там фактически был истреблён. Часто в литературе ответственность за эту трагедию возлагается на Российское государство. Доля истины в этом есть – с горцами можно и нужно было поступать по-другому, приобщать их к новой цивилизации мирными методами, а не диктовать свои условия силой оружия.

Однако не только Россия была повинна в этой трагедии. Не меньшая вина лежит на Турции, разжигавшей антирусские настроения и обманувшей ожидания горцев, на Англии и Франции, которые, руководствуясь своими политическими интересами, склоняли кавказские народы к войне с Россией. Лежит ответственность и на старшинах горцев, которые обманывали свой народ, обещая счастливую жизнь на чужбине. Именно к таким вождям убыхов принадлежал Измаил Баракай Дзепш, аул которого располагался в долине реки Лоо.

Воевавший на стороне горцев французский волонтер Фонвилль, побывавший на заключительном этапе войны именно в наших местах, ауле Измаила, писал в своих воспоминаниях о том, что горцы, научаемые своими грамотными старшинами, имеют совершенно искажённые представления об окружающем мире. Турция по их понятиям самая великая и богатая страна, турецкий султан руководит европейскими правителями и не даёт в обиду мусульман. Россия же и русские – самые злейшие враги убыхов. 

По окончании Кавказской войны побережье, покинутое убыхами и другими горскими народами, стало объектом российской колонизации. На её первом этапе, когда ещё не было построено колёсных дорог и мостов, территория нынешнего Лоо входила в состав двух больших имений-латифундий, принадлежавших представителям царской фамилии. Имение Вардане принадлежало Великому князю Михаилу Николаевичу, а имение Уч-Дере, расположенное южнее реки Лоо до самого Дагомыса, где начиналось царское имение, принадлежало Великому князю Константину Николаевичу.

Оба великих князя сыграли большую роль в событиях Кавказской войны. Михаил Николаевич был на заключительном её этапе наместником на Кавказе, руководил всеми сухопутными войсками. Константин Николаевич в ранге морского министра сумел в короткий срок реформировать российский флот, заменить парусные деревянные корабли на железные с паровой тягой и обеспечить тем самым полное господство русского флота на Чёрном море. О том, какой ужас наводили на горцев и турок русские крейсера, красочно описал в своей книге воспоминаний тот же А.Фонвилль.

Управляющим имением Великого князя Константина Николаевича долгое время был Александр Александрович Старк, который жил вместе со своей гражданской женой, известной общественной деятельницей Екатериной Павловной Майковой на территории нынешнего санатория «Магадан». Старк был учёным-энтомологом, изучал фауну побережья. Многое было сделано им по обустройству усадеб, строительству противооползневых сооружений, осушению болот. Именно он пригласил, по утверждению агронома И.Н.Клингена, первых в Сочи переселенцев-армян из турецкой области Амшен. Армяне не хуже черкесов были знакомы с особенностями горного земледелия и скотоводства, честно выполняли условия аренды, построили в своих сёлах школы и церкви, быстро закрепились на земле, ставшей для них второй родиной. Кроме армян по обе стороны реки Лоо поселились семьи эстонцев, чехов из Долмации, немцев, греков, грузин. Русские и украинцы основали два селения в верховьях рек – Верхнерусское Лоо и Верхнерусскую Хобзу. Уже на первом этапе колонизации, когда условия жизни были крайне тяжёлыми, этнический состав Лоо сформировался как интернациональный.

На следующем этапе русской колонизации стала проводиться политика передачи малых участков в частные руки, привлечения на побережье капиталов частных лиц. Инициатором и энтузиастом-проводником этой экономической политики был член Государственного совета, гофмейстер Н.С.Абаза, возглавивший в 1895 году Особую Комиссию по устройству Черноморского побережья Кавказа. Деятельность этой комиссии положила начало превращению Сочи в курортный город. Сам Абаза приобрёл себе небольшое имение Ниджи в районе Лоо, неподалёку от развалин средневекового храма и хотел на небольшом, всего в 2 га участке, организовать образцовое хозяйство.

После смерти гофмейстера Абазы его замысел в полной мере воплотил в жизнь купивший имение московский помещик О.Аристов, который разбил на подковообразной косе чудесный дендропарк из экзотических деревьев, а в нижней, равнинной части выращивал табак и кукурузу на силос. Построенная Аристовым силосная башня, производившая десятки тонн ценного корма, обеспечивала все окрестные фермы и конюшни. Дача Аристова, однако, выглядела скромно и бледно на фоне раскинувшегося рядом владения Шереметевых, которое всех посещавших его современников поражало блеском убранства и экзотикой. Купленное у А.Старка С.Д.Шереметевым имение было им затем передано младшему брату А.Д.Шереметеву. Здесь был заложен в начале 20-го века парк, мало в чём уступавший худековскому (нынешний Дендрарий) в Центральном Сочи. А кое в чём и превосходивший его. В имении был великолепный питомник субтропических культур, конюшня высокопородистых лошадей, пруд с черепахами, свезёнными со всех концов мира. Барский дом был построен из дерева и облицован изнутри и снаружи редкими породами кавказской древесины, отделанной лучшими мастерами и покрытой лаком. Соседом Шереметевых по даче был Григорий Крестовников, один из самых успешных предпринимателей начала 20-го века, зять Саввы Морозова. Его каменный дом, интересный по архитектурному замыслу, сохранился до наших дней, в нём сейчас располагается школа детского санатория «Горный Воздух».

Революция 1917 года свергла власть помещиков и втоптала в землю созданную ими культуру. Для Лоо это обернулось запустением бывших господских дач, вырубкой ценнейших деревьев, уничтожением прекрасных парковых зон. Но не будем строго судить прошлое, всё было по большому счёту закономерным… И вот уже рабочими руками создаётся новая культура: строятся санатории «Горный Воздух», «Магадан», «Ивушка», получают высокие урожаи бригады Дагомысского чайсовхоза и плодоовощного совхоза «Черноморец»…В маленьких селениях лооской зоны ещё в 50-е годы прошлого века сохранялись табачные эллинги, водяные мельницы, грушевые, яблоневые и сливовые сады убыхов, родники и колодцы с вкусной прохладной водой.